Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Государственный экзамен

Экзаменационный билет для сдачи государственного экзамена включает в себя 4 вопроса:

1Краткое описание научных исследований аспиранта по теме диссертации на иностранном языке. Примерный перечень содержания ответа:

­   тема научного исследования;

­   актуальность темы научного исследования;

­   объект научного исследования;

­   цели и задачи научного исследования;

­   проделанная научная работа, научная новизна;

­   материалы и методы исследования;

­   научно-практическая значимость исследования.

2.   Вопросы по курсу «История и философия науки», связанные со специальностью и научной работой аспиранта:

1.  Используя примеры из Вашей профессиональной области, охарактеризуйте особенности научного знания, сравните его с обыденным знанием, с другими формами духовной культуры (с религией, правосознанием, искусством).

2.  Охарактеризуйте структуру научного знания, его уровни и компоненты (на примере области, в которой Вы специализируетесь). Нарисуйте схему.

3.  Приведите известные Вам классификации методов познания. Перечислите и охарактеризуйте методы, используемые Вами в процессе научного исследования.

4.  Назовите основные эпохи (этапы) в истории науки и примените принципы этой периодизации к истории развития Вашей области исследований.

5.  Охарактеризуйте типы научной рациональности и проиллюстрируйте ответ примерами из области Вашей науки.

6.  Сравните различные концепции истины (то есть способы понимания истины) и приведите примеры их использования в сфере Ваших профессиональных интересов.

7.  Дифференцируйте важнейшие аспекты науки и охарактеризуйте ее как социальный институт. Приведите примеры сообществ и учреждений, социальных ролей и действий, а также символов и вещественных элементов из Вашей профессиональной области.

8.  Опишите этос науки, то есть совокупность этических норм, которыми руководствуется научное сообщество. С какими этическими проблемами Вам приходится сталкиваться в процессе выполнения профессиональных обязанностей?

9.  Сравните классическую науку и неклассическую. Какие изменения претерпели субъект и объект познания, критерий истины, организация познавательной деятельности, система ценностей, картина мира? Выполняя задание, обратитесь к истории науки, в которой Вы специализируетесь.

10.  Раскройте сущность научно-технической революции, ее основные направления, последствия, важнейшие достижения применительно к области Ваших научных исследований.

11.  Перечислите философские проблемы естественнонаучного знания, имеющие непосредственное отношение к области Ваших исследований. Раскройте смысл этих проблем и подходы к их решению.

12.  Какие проблемы и почему называются глобальными? Какой вклад способны внести достижения из Вашей профессиональной области в решение глобальных проблем?

13.  Охарактеризуйте сциентистский (технократический) и антисциентистский подходы к оценке роли науки в жизни общества.

14.  Сравните понятия «антинаука», «псевдонаука», «паранаука», «квазинаука», «альтернативная наука» и другие так называемые «превращенные формы научного знания». Приведите примеры подобных явлений из области Вашей науки.

15.  Что представляет собой философия науки как область теоретической мысли? Вспомните различные трактовки понятия «философия науки», важнейшие этапы развития данного направления исследований, наиболее известные концепции, ярких представителей.

16.  Раскройте важнейшие понятия из области философии науки: интернализм, экстернализм, кумулятивизм, принцип несоизмеримости теорий, научно-исследовательская программа, парадигма. Выполняя задание, обратитесь к истории научной дисциплины, в которой Вы специализируетесь.

17.  Раскройте смысл понятий «научное сообщество» и «парадигма» и покажите их соотносительность, внутреннюю взаимосвязь. Выполняя задание, обратитесь к истории научной дисциплины, в которой Вы специализируетесь.

18.  Что включают в себя так называемые основания научного познания (или основания науки), и какое место в ряду этих оснований занимает научная картина мира? Из каких элементов складывается научная картина мира?

19.  Назовите принципы и обоснуйте перспективность междисциплинарных исследований. Приведите конкретные примеры междисциплинарных исследований из Вашей профессиональной области.

20.  Продемонстрируйте значимость вненаучного знания. Приведите примеры эффективного взаимодействия научного знания с вненаучным.

3Вопросы, связанные с профессионально-педагогическими компетенциями аспиранта.

1.         Педагогика высшей школы в структуре педагогических наук.

2.         Образование в современном мире.

3.         Сущность и виды педагогического процесса.

4.         Средства педагогического процесса.

5.         Организация учебного процесса: учебный план, рабочая программа дисциплины.

6.         Сущность и классификация педагогических технологий.

7.         Виды обучения в современной педагогике.

8.         Структура и особенности учебного процесса в высшей школе.

9.         Формы обучения в вузе, их характеристика.

10.     Федеральные государственные стандарты образования и их функции.

11.     Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления.

12.     Формы педагогических измерений.

13.     Педагогические особенности организации самостоятельной работы студентов.

14.     Виды самостоятельной работы студентов.

15.     Педагогические требования к преподавателю высшей школы.

16.     Технология развития критического мышления и ее использование в образовательном процессе вуза.

17.     Использование мультимедийных средств в учебном процессе высшей школы.

18.     Организация исследовательской и проектной деятельности студентов.

19.     Андрогогика или адаптивное обучение в высшей школе.

20.     Риторика в образовательном процессе.

 

4.     Теоретический вопрос, связанный со специальностью и научной работой аспиранта

 01.01.02

Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление

01.01.07

Вычислительная математика

 01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

 01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

05.13.18

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

 01.04.03

Радиофизика

 01.04.05

Оптика

 01.04.07

Физика конденсированного состояния

01.04.11

Физика магнитных явлений

 02.00.04

Физическая химия

03.01.02  

Биофизика

03.01.06

Биотехнология (в том числе бионанотехнологии)

 03.02.01

Ботаника

 03.02.08

Экология(по отраслям)

03.02.13

Почвоведение

03.03.01

Физиология

 05.13.01

Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

 05.13.11

Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей

 05.13.18

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

 05.11.13

Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий

 05.17.01

Технология неорганических веществ

05.17 .07

Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ

14.03.01

Анатомия человека

14.03.03

Патологическая физиология

14.03.09

Клиническая иммунология, аллергология

14.01.04

Внутренние болезни

14.01.05

Кардиология

14.01.08

Педиатрия

14.01.14

Стоматология

14.01.15

Травматология и ортопедия

14.01.17

Хирургия

06.03.01

Лесные культуры, селекция, семеноводство

 06.03.02

Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация

Наверх