Доступная среда
Возможности и условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты(гл. 1 ст.1, ФЗ № 181 от 24.10.1995г.).
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»(гл. 1 ст.1, ФЗ № 181 от 24.10.1995г.).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (гл. 1 ст. 2 п. 16, ФЗ № 273, от 29.12.2012г.).
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл. 1 ст. 2 п. 27, ФЗ № 273, от 29.12.2012г.).
Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утверждены Минобрнауки РФ 26.12.2013 г. № 06-2412 вн) в ФИЦ КНЦ СО РАН создаются условия для получения высшего и дополнительного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения в ФИЦ КНЦ СО РАН формируется безбарьерная архитектурная среда.
Для оперативного реагирования на возможные проблемы со здоровьем для обучающихся действует медицинский кабинет.
Федеральные нормативные документы по инклюзивному образованию
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации
Требования к организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
Полный перечень нормативных документов федерального уровня
Локальные нормативные акты ФИЦ КНЦ СО РАН по обучению лиц с ОВЗ и инвалидов
Положение «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ В ФИЦ КНЦ СО РАН СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1 | Обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в учебные помещения и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях |
Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера (г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.3г):
Главный вход располагается на одном уровне с тротуаром без лестниц, бордюров и других ограничителей; Габариты и планировочные решения тамбура, входной площадки перед дверью и расширенные дверные проемы обеспечивают беспрепятственное перемещение лиц, в том числе для маломобильных групп населения (МГН); Лифтов нет (технически не предусмотрены в здании), но учебные комнаты с учебными местами для лиц с ОВЗ около выхода, санитарно-гигиеническое помещение, оборудованное специальными стойками/штангами/держателями, библиотека и другие необходимые помещения расположены на первом этаже; Имеются расширенные дверные проемы главного входа и учебных помещений на 1-ом этаже; На первом этаже обеспечена поддержка и сопровождение (по запросу) лиц категории МГН (дежурный на вахте); Перед главным учебным корпусом имеется автомобильная стоянка, на которой отведены места для парковки автомобилей инвалидов и лиц с ОВЗ |
2 | Размещение в доступных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий | Наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих |
3 | Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков | По требованию |
4 | Адаптированные образовательные программы (специализированные адаптационные предметы, дисциплины (модули)) | По требованию |
5 | Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, в том числе в формате печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) | По требованию |
6 | Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров) | По требованию |
7 | Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов и др. |
В учебных аудиториях установлено специальное программное обеспечения открытого доступа:
— Microsoft Windows 7, Центр специальных возможностей, Экранная лупа; — Microsoft Windows 7, Центр специальных возможностей, Экранная клавиатура |